Как определить задержку речевого развития у ребенка?
Специалистами не установлены точные слова, навыки в общении при достижении определенного возраста. Отсутствие определенного лексического набора может быть всего лишь его особенностью развития. Не стоит сравнивать малыша с другими, возможно, пройдет немного времени, и он будет даже опережать своих сверстников.
Причины задержки речи у детей
Однако если есть факторы, вследствие которых малыш может отставать в речевом развитие, нужно без промедления обращаться к врачам.
Существуют причины и факторы задержки речи:
- родовая травма;
- внутриутробная инфекция;
- роды раньше срока;
- осложнение после вирусных заболеваний, прививок;
- воздействие вредных веществ и лекарств;
- наследственность;
- перенесенные инфекционные заболевания;
- проблемы со слухом;
- неблагоприятная обстановка, недостаточное общение в семье;
- психологические травмы.
Эти факторы нарушают развитие нервной системы, что в дальнейшем может привести к различным нервным и психическим расстройствам. В связи с неблагоприятной экологической обстановкой, от задержки речи не застрахован ни один ребенок.
Как отличить задержку речевого развития от другого расстройства
При задержке развития речи малыш откликается на просьбы, реагирует на определенные предметы, звуки, узнает близких людей, контактирует с животным и окружающим миром. Он совершенно обычно развивается, за исключением того, что совсем не разговаривает.
Никаких умственных отклонений при этом не наблюдается. Однако такая проблема может быть помехой в адаптации малыша в обществе, поэтому ее надо вовремя распознавать.
Ошибочное мнение, что в отсутствии речи детей виноваты родители. Задержка речевого развития (ЗРР) не из-за того, что взрослые не разговаривают, не занимаются с малышом. Проблема кроется глубже – в органическом поражении мозговых клеток.
Симптомы ЗРР:
- малыш не произносит никаких звуков до 6 месяцев;
- не реагирует на речь взрослых в возрасте до 1 года;
- не имеет желания повторять чужие слова;
- у него выделяется обильно слюна, часто открыт рот;
- нет желания контактировать;
- ребенок долго пережевывает пищу;
- произносит невнятные, бессвязные звуки;
- использует средства мимики и жеста в общении.
При гармоничном развитии кроха в первый год может произносить несколько простых слов. Например, «ням-ням», «киса».
На втором году жизни малыш находится на стадии, когда все понимает, но не все говорит. Он может подражать животным, указывает на предметы, связывает слова в небольшие фразы: «баба дай», «мама на».
С двух до трех лет ребенок уже начинает говорить предложениями. Именно в этом возрасте врачи советуют присматриваться к речевому развитию. Если все же до трех лет речь не появилась, значит, требуется помощь врачей.
Диагностика ЗРР
Если родители замечают отклонение в речевом общении своего малыша, требуется обратиться за помощью к ряду специалистов: педиатр, отоларинголог, невролог, логопед, психолог.
Диагностика ЗРР происходит в нескольких направлениях:
- Медицинское обследование. Проводится исследование развития мозга, осмотр носовых пазух и ушных проходов для выявления или исключения аденоидов, отита, тугоухости.
- Логопед оценивает зрительные, слуховые реакции, моторику. Выясняется, в какой степени малыш запоминает речь, оценивается уровень коммуникабельности.
- Обследование у психолога. Оценивается общее психическое развитие при помощи специальных тестов.
Методы коррекции задержки развития речи
Формирование коррекционной работы начинается с определения факторов, которыми были вызваны расстройства речи. Именно на них будут ориентированы методы коррекции:
- Уроки с логопедом, на которых он помогает малышу правильно произносить звуки, слова, формировать предложения.
- Проводятся специальные артикуляционные занятия.
- Рекомендуется обеспечить ребенку общую благоприятную социально-психологическую среду, позволяющую стимулировать речевые навыки.
- С малышом занимаются мелкой моторикой: рисование, игры с песком, водой и пластилином.
- Большое значение имеет поддержка родителей. Взрослые должны постоянно общаться с ребенком, играть с ним в подвижные игры, гулять на детских площадках для общения с другими детьми.
- Необходимо развивать память, мышление, интерес к окружающему и животному миру. Рекомендуется читать книги, рассказывать сказки, петь песни малышу.
- Дыхательная гимнастика. Она необходима для правильного плавного произношения звуков.
- Если задержка речевого развития вызвана изменением работы мозга, то, помимо педагогической и социальной работы с ребенком, назначается медикаментозное лечение: прием ноотропов, физиотерапия, массаж, магнитотерапия.
Если отсутствует поражение головного мозга, то такие занятия очень эффективные. Коррекция речевого развития должна начаться до 3 лет. Если работа проводится грамотно и своевременно, то к 5-6 годам малыш достигает уровня разговорной речи своих сверстников.
Также необходима профилактика ЗРР, которая начинается с созданием благоприятных условий для протекания беременности, родового и послеродового периода. Ребенок должен воспитываться в гармоничной среде, общаться не только со взрослыми, но и с другими детьми.
Рекомендуется также посещение логопеда в 2-3 года для оценки речи ребенка.
Формирование речи – важный и сложный процесс, требующий повышенного внимания со стороны взрослых. Индивидуальные особенности позволяют по-разному развиваться детям. При правильном воспитании развитие речи протекает без особенностей. В случае подозрений на задержку речевого развития необходимо как можно раньше заняться диагностикой и коррекцией.
Читайте так же
ЧТО О НАС ГОВОРЯТ
все отзывы01-12-2024 08:44
Отзыв о своих проблемах со спиной, и о массажисте-реабилитологе Магди. На протяжении 10 лет… Читать дальше
05-10-2024 15:54
Хотим выразить большую благодарность чудо доктору Животову Алексею Анатольевичу! Нам его рекомендовали… Читать дальше
08-07-2024 13:05
Мы с мужем хотим выразить благодарность работникам клиники Бобыря. Как только мы входили в… Читать дальше
21-12-2023 15:25
Я прошла курс массажа у масажиста Юлии, замечательный массажист, професионал своего дела.…
Читать дальше