Пн.-Пт. 8:00-20:00
Сб.-Вс.: с 9:00 до 18:00
Ближайший филиал:
Лечение позвоночника и суставов без операции и боли
+7 (495) 740-44-44

Школьная дезадаптация ее профилактика и коррекция дома

В течение жизни, особенно в школьном возрасте, человек проходит адаптацию к условиям, окружающим его. Иногда люди попадают в такую обстановку, или сталкиваются с ситуациями, которые им тяжело понять и принять. Из-за этого возникают проблемы.

Проблемы со здоровьем, в том числе и психологическим, требуют решения и коррекции. Не стоит легкомысленно относиться к такого рода заболеваниям.

Понятие «школьная дезадаптация»

Это состояние психики учащегося, при котором формируются проблемы с успеваемостью, поведением, в общении с другими учениками и преподавателями.

Проявляется в определенный школьный период, особенно при переходе из младшего класса в средний, или из среднего в старший класс, а также при смене учебного заведения.

Признаки дезадаптации

Как и у многих других заболеваний, у детской дезадаптации есть свои признаки:

  • отсутствие доверия к людям;
  • депрессивное состояние;
  • погружение «в себя»;
  • внезапное чувство тревоги;
  • агрессивное поведение при общении со старшими;
  • боязнь общаться с ровесниками;
  • девиантное поведение;
  • подростковые личные проблемы;
  • умственные отклонения;
  • патологии и заболевания.

Какие-то из указанных выше особенностей могут быть выражены ярко, а какие-то поверхностно. Конечно, лучшим вариантом будет посетить детского психолога, чтобы он точно дал оценку психологическому состоянию вашего ребенка.

Профилактика данного заболевания

Как уже указывалось выше, для каждой группы школьного возраста необходимо использовать различный подход.

Начальная школа

Перед началом учебного процесса назначается комиссия, которая оценивает физические и умственные способности ребенка. Большинство родителей избегают ее – считают это оскорблением в свой адрес. Это не обязательная процедура, но комиссия поможет избежать проблем в будущем.

Важным правилом является оценка психологической готовности ребенка к обучению в школе. По закону, отдать ребенка в первый класс нужно до достижения им возраста восьми лет. Не нужно стараться показать всем, что ваш малыш очень самостоятельный – это может оказаться не так, и можно сделать только хуже ребенку.

Другой вариант – при выявлении каких-либо признаков пытаться их прорабатывать параллельно с подготовкой малыша к учебному процессу.

Ученики младших классов и среднего звена

В подростковом возрасте и без дезадаптации, поведение детей не всегда легко поддается родительскому контролю – непослушание и грубость становятся частым явлением.

Самое главное, что можно сделать в целях профилактики, – уважать подростка, говорить с ним и стать его другом.

Необходимо:

  • не заставлять учиться только на «4» и «5»;
  • помогать с уроками, выявить интересы ученика;
  • не реагировать на вспышки агрессии или апатии, наоборот, стараться проводить время вместе;
  • правильное питание.

При переходе из одной школы в другую нередки проблемы с адаптацией и обучением, особенно если меняется еще и место проживания. Вследствие этого нередко возникает стресс, связанный с ощущением себя «новичком», и замкнутость.

При возникновении ситуации со сменой школы, нужно:

  1. Познакомиться и пообщаться с новым классным руководителем. Рассказать о своем ребенке в общих чертах и его интересах.
  2. Ознакомиться с самим учебным заведением вместе с ребенком.
  3. Ученикам младших классов найти нового друга сложнее, им нужно помочь – общие интересы или соседство по парте может поспособствовать этому. А подростки сами формируют группы.

Если после профилактических мероприятий и спустя определенное время изменений нет, а ученик все также находится «не в своей тарелке», можно обратиться к специалисту.

Коррекция дезадаптации

Бороться с помощью запретов в данном случае неэффективно. Допустим, школьник устраивает драки – родители его наказывают, как итог, ребенок еще больше не доверяет, и находит другой метод «протеста». Важно помочь школьнику справиться с этой проблемой:

  1. Отталкиваться от его интересов и навыков.
  2. Выявить причины, на которых строится такая позиция в обществе.
  3. Помочь преодолеть этот период, направив его недовольство и энергию в нужное русло: кружок, спорт, командная игра.

В случае проявления агрессии, которая может быть признаком неуверенности в себе у ребенка и не умения находить коннект с окружением, нужно обсудить эти моменты и дать советы.

Помните, коррекция данного психологического состояния зависит от:

  • возраста;
  • пола;
  • условий, в которых рос ребенок.

Коррекция различных возрастных групп

Ученики младших классов

Так как данная категория совсем недавно занималась только активными играми, без трудного учебного процесса, коррекцию необходимо осуществлять через игры.

При проблеме в отношениях со сверстниками подойдут занятия на сплоченность. Например, игра Оркестр – ведущий делает взмахи руками, как дирижер, а остальные повторяют его движения.

Для повышения уровня знаний – интеллектуальные занятия. Например, на листке нарисовать несколько фигур. Дать ребенку время запомнить их форму и цвет. Затем попросить повторить изображение. Второй полезной игрой будут ассоциации – например, соединить по смысловой особенности картинку и слово, объяснив свой выбор.

Подростковый возраст

Здесь важна помощь в самореализации. Для этого не надо воспринимать и говорить с подростком, как с ребенком. Нужно уважать его, организовать прогулки или походы, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок.

Хорошим способом является творчество – в зависимости от проблемы и интересов подростка, нужно выбрать то, что подойдет, и не будет его раздражать. Для сплочения коллектива можно организовать командные соревнования, тренинги.

Итог

Не нужно требовать незамедлительных результатов от школьника. Работа должна проводиться психологом, педагогом и родителями одновременно, чтобы ребенок не сомневался, что ему хотят помочь. Совместные усилия всех сторон могут дать отличный результат, и понизить уровень тревоги у ребенка.

Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

ЧТО О НАС ГОВОРЯТ

все отзывы
    Валерия
    08-07-2024 13:05
    Мы с мужем хотим выразить благодарность работникам клиники Бобыря. Как только мы входили в… Читать дальше
    Людмил
    21-12-2023 15:25

    Я прошла курс массажа у масажиста Юлии, замечательный массажист, професионал своего дела.…

    Читать дальше
    Александра
    23-10-2023 10:50

    Хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность Руслану!!! Не знаю что бы я делала без его помощи!…

    Читать дальше
    Юлия
    24-08-2023 12:58

    С методом дефанотерапии я познакомилась 25 лет назад случайно. Тогда меня попросили сопроводить…

    Читать дальше

ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ

+7 (495) 740-44-44