Стертая дизартрия у ребенка — характеристика, симптомы и лечение
При наличии дизартрии нарушается не только произношение, но и речь в целом можно считать недоразвитой, что влияет на качество чтения и навыки письма. Сегодня есть множество методов, позволяющих устранить патологию, главное – вовремя заметить нарушения в речи у ребенка и посетить специалиста.
Признаки наличия патологии
Заболеванию свойственны также отклонения неречевого характера, например, когда ребенку нет и полугода, могут появиться следующие факторы, свидетельствующие о возможной патологии:
- проблемы с сосанием;
- частое срыгивание;
- во время кормления младенец периодически захлебывается;
- слабо выраженная скорость сосания.
Далее, при прогрессировании болезни родители замечают, что их чадо развивается медленнее сверстников – поздно начинает говорить первые слова, не лепечет и т.д. Другими признаками, позволяющими говорить о наличии дизартрии, служат:
- напряженное состояние мышц лицевой зоны (язык, губы, щеки), что свидетельствует о спазмах;
- иная ситуация – лицевые мышцы чрезмерно расслаблены: приоткрыт рот, язык почти не двигается, причем малыш будто «гундосит»; такая проблема называется гипотонией;
- происходит смена напряженного и расслабленного состояния лицевых мышц, что является нарушением, именуемым дистонией;
- неверно произносятся звуки, причем степеней несколько (исходя из тяжести поражения ЦНС) – речь идет о стертой дизартрии;
- дыхание нарушено, когда ребенок говорит – вдохи короче, становятся частыми, а голос звучит тихо и очень медленно.
Стертая дизартрия отличается от других разновидностей рядом особенностей, ведь ей свойственно:
- нечеткое произношение или искажение звучания слов, многие слова непонятны;
- некоторые звуки заменяются или убираются при произношении слова;
- твердые звуки становятся мягче, а шипящие малыш озвучивает со свистом;
- боковое произношение и пр.
Диагностика и риски
Для постановки диагноза и назначения качественной терапии необходимо посетить как минимум логопеда и невролога, которые проведут обследование и могут направить на дополнительные процедуры, например:
- магнитно-резонансная терапия;
- ЭЭГ;
- ЭМГ;
- ЭНГ;
- ТМС.
При проверке речевых навыков специалист будет отталкиваться от следующих моментов (с учетом возраста):
- проверять речь на нарушения – ритмичность, динамику, четкость произносимых слов, как звучат звуки и объем словарного запаса;
- как функционирует речевой аппарат – движение языка и губ, работа челюстей, дыхание, состояние мягкой части нёба;
- как ребенок пишет и читает.
Все это позволит поставить точный диагноз и назначить лечение, исходя из собранного анамнеза. Главный фактор при этом – время.
На ранних этапах стертая дизартрия грозит нарушениями в психологическом плане, ведь неграмотная или непонятная для взрослых и детей речь может оказать влияние на его социализацию в обществе, что грозит неудачной социальной адаптацией.
При усилении симптоматики недуга часто возникает проблема серьезнее – анартрия, которая связана напрямую с мышцами речевого аппарата: происходит провисание челюсти, губы почти не двигаются, речи нет, чаще можно различить лишь отдельные звуки.
ЛФК и массаж для борьбы с недугом
Одними из действенных методов выступают как раз лечебная физкультура и массажные процедуры, ведь во время них происходит воздействие на весь организм, особенно на определенные точки тела. Назначение вышеуказанных способов терапии возможно только врачом, который может также подсказать, на какие упражнения и виды массажа лучше сделать упор. Обычно ЛФК проводят на дому родители. Пример упражнений:
- Поочередно надувать и сдувать щёки.
- Одновременно «набирать» в легкие много воздуха, затем медленно «спускать».
- Выполнять ртом действия, напоминающее сосание соски.
- Щелкать зубами при открытии или закрытии рта.
- Между зубами расположить чистый кусочек ткани – ребенок старается его удержать, а родитель – вытянуть, но осторожно с небольшим натягиванием.
- По очереди облизывать то одну, то другую губу языком – как умывается кошка.
- Сосать Чупа-чупс или рафинад, активно применяя язык.
Пальчиковая гимнастика с элементами массажа также хорошо помогает активизировать работу мозга и бороться с проблемой:
- Растирать ладони с обеих сторон.
- Делать разминку пальцев, поглаживая их.
- Применение присказки про «сороку-ворону».
- Движение по типу воронки большим пальцем.
- Сжим и разжим кулака.
- Движения кистями по кругу в обе стороны.
- Массажирование каждого пальца и между ними с растиранием.
- На расстоянии параллельно груди сопоставить пальцы обоих рук «по парам».
Другие методы лечения
Существует ряд способов борьбы с заболеванием, но, в первую очередь, нужно устранять патологию ЦНС, которая и привела к проблемам с речью. Далее нужно попытаться применить следующие типы терапии:
1. Прием препаратов, направленных на активацию работы головного мозга, нервной системы, улучшающих память и концентрацию.
2. Занятия с логопедами. Они включают в себя следующие виды:
- работа с мелкой моторикой;
- коррекция артикуляции;
- дыхательная гимнастика;
- работа с правильным произношением;
- активное речевое общение;
- повышение выразительности при разговоре.
3. Реабилитационный комплекс. Включает в себя ряд мер, каждая из которых даст больший эффект при комплексном подходе. Например:
- иглоукалывание;
- гирудотерапия;
- дельфинотерапия;
- прием лечебных ванн и пр.
При этом малыш может посещать индивидуальные занятия или же практиковаться в речи с другими детьми. Здесь отличными помощниками выступают кружки, сады и специальные занятия, направленные на восстановление и развитие речевых навыков ребенка.
Читайте так же
ЧТО О НАС ГОВОРЯТ
все отзывы01-12-2024 08:44
Отзыв о своих проблемах со спиной, и о массажисте-реабилитологе Магди. На протяжении 10 лет… Читать дальше
05-10-2024 15:54
Хотим выразить большую благодарность чудо доктору Животову Алексею Анатольевичу! Нам его рекомендовали… Читать дальше
08-07-2024 13:05
Мы с мужем хотим выразить благодарность работникам клиники Бобыря. Как только мы входили в… Читать дальше
21-12-2023 15:25
Я прошла курс массажа у масажиста Юлии, замечательный массажист, професионал своего дела.…
Читать дальше